Возврат товара ненадлежащего качества

Право на возвращение товара ненадлежащего качества отражено в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном Законе «О защите прав потребителей».
Данные законодательные акты гласят, что в случаях, когда потребитель приобрел услугу или товар, качество которого его не устроило, а продавец об этом дефекте умолчал, то за потребителем сохраняется право на возврат товара. Предусмотрен следующий порядок:

• расторжение факта осуществления приобретения товара, путем возврата его продавцу и получение от него затраченных денежных средств;

• покупатель вправе потребовать осуществить исправления выявленных дефектов. Если потребитель выполняет данные работы сам, то за ним сохраняется право потребовать от продавца покрыть затраты на эти действия;

• покупатель вправе требовать обмен товара с дефектом на аналогичный продукт надлежащего качества;

• продавцом может быть предложен иной товар при условии покрытия разницы в стоимости.

Важно заметить, что отсутствие у потребителя документального подтверждения факта покупки (чека, договора и т.д.) не может стать причиной для отказа продавцом в исполнении указанных выше действий. В данном случае закон предполагает иные способы доказательства приобретения товара (свидетельские показания, записи камер видеонаблюдения и прочие).

Как осуществить возврат средств за товар ненадлежащего качества?

Процесс обратного обмена товара на деньги осуществляется по следующему шаблону:

1. Оповестить продавца о возникшей проблеме (при этом не имеет значения, где был приобретен продукт: в уличной палатке, сетевом магазине или на рынке). Большинство торговцев согласятся на возврат средств, признав свою неправоту. Однако нередко возникают ситуации, когда продавцы пытаются ущемить права потребителя, без объяснения причин отвечают устным отказом на обмен товара на деньги. В данном случае гражданину необходимо составить письменную жалобу и направить ее руководителю точки реализации. Срок ответа по подобным обращениям составляет десять дней со дня подачи жалобы.

2. По истечении десятидневного срока, заявитель должен получить ответ от начальника, в котором могут быть отражены два различных исхода. Первый: организация осознает свою вину и готова произвести замену товара. Второй: руководителем привлекается сторонняя организация для проведения анализа и выявления причин появления дефекта в товаре. Представители организации проводят независимую экспертную оценку, и если она представляет доказательства, что в поломке товара виноват потребитель, то покупателю придется возместить траты торговой компании на проведение экспертной оценки. Наравне с этим подобные факты могут быть основанием для отказа в расторжении факта покупки.

3. Возможны случаи, когда потребитель недоволен результатом проверки, тогда он сохраняет за собой право самостоятельно привлечь другую стороннюю организацию для исследования.

4. У потребителя также имеется возможность подать исковое заявление в суд. К нему прикладываются все собранные документы, среди них: чек (договор) на покупку товара, заключения экспертов, копии жалоб и обращений в торговую компанию. Важным замечанием здесь является то, что иск необходимо подать в суд в том месте, где зарегистрировано юридическое лицо продавца. Если речь идёт о сетевых супермаркетах, представленных в различных регионах, то Федеральный Закон «О защите прав потребителей» допускает обращение в суд по месту регистрации покупателя.
Если судебное решение признает правоту истца, то он сам волен принять решение относительно товара: потребовать затраченные денежные средства или обменять товар на качественный.

Основные тонкости процесса возврата продукта с дефектами

Важно помнить, что существует ряд различных особенностей при обращении в суд для защиты собственных прав. Обратимся к некоторым из них:

• стоит помнить, что налоговое законодательство Российской Федерации не предусматривает уплату пошлины при обращении в суд с исковым заявлением;

• срок исковой давности по подобным делам ограничен двумя годами с момента обнаружения покупателем неисправности товара;

• в случае удовлетворения судом искового заявления истца, последний вправе не только вернуть некачественный товар, но и выставить торговой компании счет на оплату услуг экспертов, адвоката и возмещение морального ущерба;

• для отстаивания своих интересов истец вправе обращаться не только в суд, но и в различные административные органы, осуществляющие полномочия в области защиты прав потребителей, как муниципального, так и регионального уровней;

• покупатель, в случае принятого судом в его пользу решения, вправе также запросить с продавца уплату неустойки. Если ее размер не оговорен в договоре, составленном при покупке товара, то она рассчитывается на основе ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, которая на июнь 2017 года составляет 9% годовых;

• в практике случаются инциденты, когда представители продавца отказываются принимать от заявителя жалобу, тогда пострадавшему необходимо воспользоваться почтовым отделением. Для обращения в суд тогда необходимо приложить квитанцию об отправке письма на адрес торговца. Однако, здесь есть тонкость: письмо должно подразумевать уведомление о вручении получателю. Даже если представители торговой организации откажутся забрать у почтальона письмо, отправитель получит об этом соответствующее уведомление, которое в дальнейшем сможет служить доказательством в суде.