Ситуация перваяПокупатель приобрел одежду, например брюки или куртку, но обнаружил плохо прошитый шов. Признаки брака на лицо. Покупатель хочет сдать вещь обратно и получить свои деньги. Продавец же не намерен возвращать всю сумму, так как стоимость вещи снизилась из-за ее использования.
Права покупателяВ данной ситуации продавец прав. Согласно статье 21 рассматриваемого закона, из полной стоимости товара может быть удержана некоторая сумма, в качестве компенсации за его использование. То есть, если покупатель какое-то время носил одежду, а потом вдруг обнаружил брак, то продавец может удержать часть от суммы, уплаченной изначально.
Ситуация втораяПокупатель приобретает одежду, но через какое-то время обнаруживает в ней брак. Некачественный товар покупатель относит обратно в магазин и просит вернуть деньги. При этом замена бракованной вещи на более качественную покупателя не интересует. Продавец утверждает, что магазин деньги не возвращает, есть только возможность обмена.
Права покупателяСтатья 18 дает покупателю право выбора: запросить обмен некачественной вещи на новую, либо потребовать вернуть деньги. Продавец не может навязывать обмен товара.
Ситуация третьяВ магазине приобретен новый смартфон с гарантией. До выхода гарантийного срока аппарат приходит в негодность из-за заводского брака. Покупатель планирует обменять бракованный смартфон на новый. Либо потребовать обратно свои деньги. Продавцы согласны на оба варианта, но деньги вернут исходя из суммы, указанной в чеке. Хотя смартфон на момент возврата значительно подорожал.
Права покупателяЦена покупки, подлежащей возврату, определяется на момент её замены. Но если магазин отвечает отказом, то цену бракованного товара и цену товара передаваемого взамен определяет суд. Общаться с магазином лучше в письменной форме. Если покупатель требует возврата денег, то магазину отводится 10 дней, чтобы удовлетворить претензию. В случае замены товара, магазину дается всего неделя. Однако, если в магазине отсутствует данный товар, срок его замены продляется на месяц.
Ситуация четвертаяТовар оказался некачественным, а покупатель выбросил чек. Как вернуть покупку в магазин, если без чека продавцы отказываются её принимать?
Права покупателяСтатья 25 гласит: отсутствие чека не дает магазину право не принимать претензии по возврату товара (даже качественного). Запросите у продавцов копию чека, сообщив дату и время покупки. Либо подтвердите факт приобретения товара иным способом: предоставьте свидетелей покупки, гарантийный талон или фирменную упаковку.
Ситуация пятаяМагазин отказывается ремонтировать (либо посодействовать в ремонте) проданную вещь ненадлежащего качества, направляя покупателя к производителю.
Права покупателяРаз магазин продал бракованный товар, значит, именно он несет за него ответственность. Покупатель вправе обращаться за ремонтом, куда сам пожелает: в сервисный центр, в магазин или к производителю.
Ситуация шестаяКупленные продукты оказались испорченными и просроченными. Продавцы сообщают, что у производителя так заведено: указывать срок годности с запасом. Поэтому можно не бояться употреблять купленные продукты.
Права покупателяУпотребление просроченных продуктов опасно для здоровья и жизни. Высказывание продавцов о продленных сроках – не более чем уловка. Просроченный товар обязаны принять обратно и вернуть деньги, так как его вообще запрещено продавать. Смело сдавайте такие продукты обратно в магазин! Как правило, сотрудники магазина признают свою вину, и возвращают деньги с извинениями. Но, есть и такие продавцы, которые упорствуют. Если просроченные продукты принять отказались – жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Ситуация седьмаяНа распродаже одежды приобретена вещь, у которой впоследствии обнаружился брак. Продавцы сообщают, что возврат вещи невозможен.
Права покупателяТорговля качественными вещами со скидкой и есть распродажа. Цену могли снизить в связи с прошедшими на товар сезоном или модой. В этом случает вернуть товар реально. Однако, если вещь была уценена из-за ее брака, о наличии которого магазин обязан был упомянуть (приклеить бирку с информацией о дефекте, и т.д) , и покупатель был информирован об этом, то сдать или обменять вещь не получится. Так же обстоят дела с секонд-хендами. Товары, бывшие в употреблении нельзя сдать, ссылаясь на брак или на немодный фасон.
Ситуация восьмаяПокупатель внес предоплату за товар, но не получил его в срок. Продавцы просят подождать.
Права покупателяЗдесь уже покупатель сам решает, подождать ему или обратиться в магазин с претензией. У магазина можно потребовать вернуть предоплату, возместить убытки, связанные со сроком доставки (если таковые имеются). Кроме того, можно получить неустойку в размере о,5 от суммы предоплаты. Если требования не будут выполнены, покупатель вправе
подать в суд на магазин. Тогда можно получить ещё и компенсацию за моральные страдания.
Ситуация девятаяПокупателю уже надоело выяснять отношения с магазином, который не реагирует его на претензии и требования.
Права покупателяОбращайтесь в суд! Суда бояться не надо, покупателю это только на руку. Во-первых, потребитель освобожден от госпошлины. Во-вторых, если суд встанет на сторону покупателя, то можно получить 50% от штрафа, который наложат на магазин за то, что он отказал покупателю в его законных требованиях. Также потребителю должны компенсировать моральный ущерб и уплатить пени в размере 1% от цены покупки за каждый просроченный день. Судебные издержки также оплатит магазин. Закон хорошо защищает потребителя. Поэтому, если магазин не собирается возвращать деньги, обменивать бракованный товар и соблюдать права покупателя, обращайтесь за защитой именно в суд.
Ситуация десятаяДевушка приобрела в магазине пальто, но, померив дома, поняла, что оно ей не идет. Хочет сдать покупку обратно и вернуть деньги. Продавец заявил, что мерить, как следует, нужно было в магазине. Теперь деньги не вернут, потому что вещь хорошего качества.
Права покупателяДевушка может возвратить или обменять пальто в течение двух недель. Только пальто будет нельзя носить, отрезать бирки, пломбы и фабричные ярлыки. А вот если товар бракованный сдать его можно в течение двух лет.